Председатель научно-методического Совета по развитию информационных систем онкологической службы Северо-Западного региона России профессор Вахтанг Мерабишвили уверен, что в российской онкологии наступило время фейковых данных, формирующихся «на коленке», и их поток необходимо остановить, передаёт Доктор Питер.
В течение почти 30 лет данные по заболеваемости и смертности от злокачественных заболеваний Петербурга включались в ежегодные издания Международного агентства изучения рака «Рак на пяти континентах». Последние годы городов России в нём нет, потому что статистика, которая сейчас используется в стране, явно искажена, сообщил Вахтанг Мерабишвили.
Своим видением проблемы онколог поделился в письме к коллегам – главврачам онкологических медицинских учреждений.
Глубокоуважаемые коллеги!
На протяжении многих десятилетий от главных врачей онкологической службы вышестоящее руководство (отделы здравоохранения, губернатор, Минздрав РФ) требует:
- увеличения удельного веса ранних стадий
- уменьшения удельного веса «запущенности», IV стадии
- уменьшения 1-годичной летальности
и ряда других показателей, на которые руководители онкологической службы не имеют реальной возможности воздействовать, это прерогатива первичного амбулаторно-поликлинического звена.
За первичную профилактику не только злокачественных новообразований отвечает государство в лице губернатора и местного правительства (воздействие окружающей среды, условия работы на производстве, должный жизненный уровень населения, доступность медицинской помощи, в том числе профилактических диагностических процедур и т.д.). Вам хорошо известно, что форму №35 вы формируете не на основе первичных документов, а вручную в соответствии с предыдущим отчетом и требованиями руководства к величинам среднероссийских показателей из «зеленой книги» научно-исследовательского центра радиологии им. П.А. Герцена.
Во всем мире анализ состояния онкологической службы проводится на основе выверенных данных раковых регистров, но не 20 января (за прошедший год), а через 2-3 года после тщательной выверки всех данных.
Выступление В.В. Путина 7 июня 2018 года включало раздел «Онкология-главный приоритет в медицине». Вы, вероятно, являлись свидетелями встречи В.В. Путина и В. Скворцовой в I квартале 2018 года, на которой она докладывала, что в России выявляется до 70% ранних стадий ЗНО (официальные данные по России – 55%).
На протяжении последних двух лет, когда мы стали обладать деперсонифицированными базами данных Популяционных раковых регистров (ПРР) 14 административных территорий, мы не прекращали обращать внимание врачей, что отчетные данные ряда аналитических показателей формы №35 не соответствуют реальному состоянию онкологической службы – это, в первую очередь, удельный вес выявленных ранних стадий злокачественных новообразований, одногодичная летальность больных, «запущенность» (IV стадия).
7 июня 2018 года В.В. Путин всенародно объявил: «Сегодня раннее выявление у нас где-то 30% с лишним». И обратился к В.И. Скворцовой, которая, как и губернаторы была на прямой линии: «Вы меня поправите?». Она не смогла возразить и ушла от ответа, сказав, что надо более активно выявлять ранние стадии.
Мы можем только предположить, что при подготовке к выступлению В.В. Путин использовал не только каналы Минздрава РФ, но и были использованы наши материалы при подготовке выступления.
Наше исследование показало, что по России существенно занижен и удельный вес IV стадии. 1-годичная летальность на многих административных территориях РФ – меньше 20%, тогда как в среднем по Европе на первом году наблюдения погибает 40% мужчин и 30% женщин (Eurocare-4), а в Англии и Уэльсе – до 55% мужчин и 35% женщин. Подобная картина вырисовывается и у нас (рис. 2). Сравним официальные данные и реальные величины гибели больных ЗНО (злокачественными новообразованиями) на первом году наблюдения по 6 административным территориям.
По остальным БДПРР 8 административным территориям картина однотипна.
Лед тронулся! Ваше руководство должно знать о мнении В.В. Путина. Надо полнее использовать базы данных раковых регистров и перестать бояться правды.
Необходимо переходить на оценку онкологической службы по более надежным показателям в соответствии с мировым стандартом и исчислять (тем более, что у нас имеются в этом направлении реальные успехи):
- Индекс достоверности учета (ИДУ). Это отношение числа умерших от ЗНО к числу заболевших. ИДУ не должен не только приближаться к 1 но и быть не более 0,5-0,6.
- Перейти на расчеты показателей 1- и 5-летней наблюдаемой и относительной выживаемости, как мы это делаем совместно с 14 административными территориями (практически везде выявлена положительная динамика).
- Оценку смертности от ЗНО надо проводить только по стандартизованным показателям (многие десятилетия по РФ –положительная динамика).
- Перестать обманывать самих себя, особенно, при планировании развития онкослужбы на многие годы вперед.
Полагаю, что активную позицию в этом вопросе должны взять на себя Ассоциации онкологов федеральных округов. Надо отменить «сбор» фейковых данных, формирующихся «на коленке», которые включены в «зеленую книгу» и перейти на международный стандарт оценки онкологической ситуации в стране.
Готов выступить с лекцией с детальным обоснованием необходимости изъятия из оценки деятельности онкологической службы сложившихся привычных ни чем не обоснованных показателей (на основе формы №35), таких как:
- Показатель запущенности (IV стадия)
- Одногодичная летальность
- Контингенты онкологических больных, особенно накопленные за 5 лет и более.
- Анализ лечебной деятельности, где, в лучшем случае, охватывается только начальный период лечения.
- Показатель активно выявленных больных и др.
Подпись: председатель научно-методического Совета по развитию информационных систем онкологической службы Северо-Западного региона России, заведующий научным отделом организации противораковой борьбы ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России д.м.н., профессор В. М. Мерабишвили.
Как сообщалось ранее, хирурга-онколога Андрея Павленко, у которого обнаружили рак желудка третьей стадии, знает уже вся страна. Подробнее читайте: Больной онколог: «Рак в России можно победить с помощью технологии блокчейн».