• Medrussia:
Онкохирург Игорь Решетов – об особенностях человеческого канцерогенеза

Один из ведущих российских хирургов-онкологов, микрохирург, эксперт по челюстно-лицевой и реконструктивно-пластической хирургии, доктор медицинских наук, профессор, академик РАН Игорь Владимирович Решетов рассказал KP.RU о том, что известно современной науки о реальных и мнимых канцерогенах, вызывающих злокачественные опухоли.

Телефон – источник стресса

Врач напомнил, что, согласно курсу физики, радиоволны, излучаемые телефоном, – это огромный диапазон, набор разных частот и вполне вероятно, что некоторые из них могут неблагоприятно воздействовать на мозг.

Поэтому в целом медицинское сообщество относится скорее настороженно к широкому внедрению сотовых телефонов.

«Как врачи мы знаем, что не всегда можно вывести четкую связь: вот есть воздействие и вот его результат. Дело в том, что человек – это очень сложная система, мультисоставная, и я, например, вижу опасность постоянного пользования смартфоном даже не в излучении от него.

Что такое разговор по мобильному? Это постоянный поток информации, поступающий в мозг. Чаще всего что-то срочное, нередко связанное с тревогой, беспокойством и другими отрицательными эмоциями. Все это заставляет человека долго, почти непрерывно находиться в невротическом состоянии. Такой стресс является самым сильным толчком для развития всех болезней, в том числе опухолей. К сожалению, у меня огромное количество пациентов, у которых все проблемы начинались именно со стрессов. Неприятности на работе, дома, авария, смерть близкого человека, развод. Люди нередко начинают свой рассказ так: Игорь Владимирович, вы знаете, я пережил сильный стресс, и у меня появилось вот это, заболело вот тут и т.д. Поэтому сотовый телефон в первую очередь опасен именно как источник постоянной тревожной информации», – пояснил онколог.

Что такое стресс?

Человек, как и любое существо, живет благодаря тому, что на уровне генома, каждой клетки и всего организма работает механизм гомеостаза, то есть поддержания баланса, рассказал онколог. Любое вмешательство, расшатывающее гомеостаз, может стать пусковым механизмом для опасных изменения, включая поломки в генах, ведущие к появлению онкоклеток. Вообще же не обязательно иметь онкоген — достаточно сломать ген защиты от онкологических заболеваний.

«При стрессе происходит сильное подавление иммунной защиты. Если объяснять упрощенно, то гормоны стресса радикально переориентируют наш организм на решение экстренных задач, а остальное идет по остаточному принципу. Активность и работоспособность иммунных клеток падает, ослабляется надзор как за вторжением внешних врагов, так и за внутренними врагами, в числе которых онкоклетки, образующиеся у нас в организме постоянно. И если при нормальном, активном иммунитете они вовремя уничтожаются и не успевают запустить развитие опухоли, то при ослаблении системы иммунной защиты при долгом стрессе раковые клетки начинают бурно размножаться», – пояснил Игорь Решетов.

О канцерогенах

«На самом деле, чем ближе наша еда к природе, тем лучше. Как я уже говорил, воздействия и вещества могут представлять опасность не только, если они непосредственно ведут к развитию рака. Таких прямых канцерогенов на самом деле не так много — радиоактивное излучение, асбест, ядовитые вещества, которые получает организм при курении. Остальные факторы, окружающие нас, могут действовать как канцерогены опосредованно, то есть создавать условия, при которых с большой вероятностью произойдут генетические поломки и начнут развиваться онкоклетки», – объяснил доктор.

Например, если организм эволюционно не приспособлен к переработке каких-либо веществ, в том числе искусственно сконструированных красителей, консервантов, то их выведение затрудняется. У человека страдает работа почек и печени. А это те самые органы, которые чистят наш организм. Когда, условно говоря, фильтр засоряется, концентрация «отходов» в крови начинает возрастать, они задерживаются в межклеточных пространствах и — пошло-поехало: запускаются неблагоприятные процессы, приводящие к канцерогенезу. По закону материализма количество переходит в качество.

Кроме того, выступать источником канцерогенов могут гели и пенки для умывания, синтетические моющие средства и так далее.

«Гонясь за чистотой до блеска, эти средства вызывают химическое раздражение кожи. Этот фактор способствует запуску механизмов предрака в коже: гиперкератоза, дискератоза. Это процессы в самых поверхностных слоях кожи, которые возникают в ответ на постоянные раздражения. Определенные типы клеток начинают усиленно делиться, образуя наросты, утолщения. К этому присоединяется усиленный рост капилляров — ангиоматоз. Это этапы канцерогенеза. Потом вдруг в каком-то из типов клеток происходят необратимые мутации, а вокруг почва подготовлена: сосуды подведены, чтобы хорошо кормить, иммунные клетки оттеснены прокладкой из наростов клеток кожи.

Поэтому я призываю избегать провокаторов раздражений, опосредованных канцерогенов не только среди продуктов питания, окружающих устройств, но и средств, воздействующих на поверхность нашей кожи. Гигиена кожи имеет колоссальное значение. Это самый большой по площади орган, которым мы контактируем со всем окружающим миром. Через него проходят все вещества, ультрафиолетовое излучение. Кожа требует очень бережного обращения», – рассказал онколог.

Самообследование

«Сам по себе подход онконастороженности, внимания к своему организму, безусловно, правильная вещь. Но, к сожалению, я вынужден предупредить: в силу отсутствия опыта, медицинских знаний простой человек зачастую не способен адекватно оценить риск. Как правило, самообследования выявляют уже очень распространенные онкологические процессы, рак на более поздних стадиях. Например, практика показывает, что при раке молочной железы самостоятельно женщина может прощупать новообразования размером не меньше полутора-двух см, а при размере груди 3 и больше — и такие опухоли могут остаться незамеченными даже при самом тщательном самообследовании.

Поэтому самый правильный путь — восстановление тотальной, всеобщей регулярной диспансеризации. При этом важно сделать диспансеризацию с акцентами, то есть подобрать определенные наборы обследований прицельно для самых распространенных видов заболеваний и групп наибольшего риска. Скажем, условно, для людей старше 60 лет делать акцент в обследованиях на сердечно-сосудистые заболевания, старше 70 — акцент на онкологию; для людей до 40 лет — акцент на наследственные заболевания, которые могут передаваться детям. Это позволит усовершенствовать и систему организации оказания онкологической помощи. Такой «чес», а по-научному скрининг, позволит обнаруживать самые начальные признаки, проявления рака, но самое главное — находить и выделять группы пациентов с предраком, у которых можно предотвратить развитие онкоболезней, уберечь от рака. Мы называем это «формирование группы Д», то есть доброкачественных новообразований. Например, когда мы говорили о коже, упоминали гиперкератоз (утолщение, разрастание слоя кожи. – Авт.) – это как раз группа «Д», не надо давать этим очагам развиваться безнаказанными, их нужно удалять при помощи лазера, криодеструкции и других методов, санировать, то есть выращивать новую здоровую кожу на месте онкоопасного слоя клеток», – отметил Игорь Решетов.

Снижение заболеваемости

Игорь Решетов считает, что в нынешних условия возможно повлиять на ситуацию с онкологией в России.

Для этого главные усилия должны быть направлены как раз на предрак.

Дело в том, что для самых распространенных видов опухолей — таких как рак молочной железы, рак шейки матки, рак желудка, рак толстой кишки, рак кожи, рак легкого, трахеи, бронхов, есть хорошо изученная и четко прослеживаемая стадийность: от предрака – к начальной форме рака — к распространенной форме рака. Все, что я перечислил, дает нам большинство онкобольных. И если мы сумеем из этих, пока еще клинически не больных людей с предраком, сформировать группу «Д» и пролечить их, то сможем срезать заболеваемость минимум на 20 — 25%.

«Это был бы колоссальный прорыв. Именно такую модель мы отрабатываем у себя в университетском Центре онкологии. При этом в Сеченовском университете, конечно же, развиваются и совершенствуются методы лечения существующих, реальных опухолей. Здесь медицина сегодня добилась многого: делаются эндоскопические операции, с помощью роботов — это позволяет минимизировать травмы, избежать обезображивающих хирургических вмешательств. Усовершенствуются методы лучевой терапии, она становится максимально высокоточной — вплоть до того, что робот вводит источник радиации строго в цель, и не сжигаются ткани по пути, как происходит при классической лучевой терапии. В лекарственной терапии сейчас применяются не только токсические вещества, которые в представлении людей связаны с облысением, тошнотой, анемией и другими побочными эффектами, но также происходит движение в сторону иммунотерапии, когда с помощью препаратов модулируется (направляется определенным образом. – Авт.) собственный иммунитет человека. У нас такие разработки применяются сегодня в комплексной терапии», – отметил врач.

Локализация предрака

Начнем с головы, полости носа. Огромное количество людей не долечивает свои простуды, насморк, развиваются воспаления в носовойполости, и каждое из них оставляет свой след. Сначала возникает гиперплазия (разрастание. – Авт.) слизистой оболочки носа. Это приводит к рецидивам воспалений. Далее на такую подготовленную почву оседают вирусы — например, распространенные виды семейства герпес-вирусов, Эпштейн-Барр и тому подобные. Они запускают механизмы дальнейшего роста и размножения клеток слизистой, растут гиперпластические полипы, развивается гиперпластический ринит, а потом в одном из очагов появляются нехорошие клетки…

Дальше — полость рта. За ее состоянием нужно следить строжайшим образом! Бичом, факторами, провоцирующим предрак и его развитие, являются не только кариес, но и форма прикуса, форма стачивания коронок. Постоянное механическое раздражение щеки, языка, прикусывание, да если еще это, не дай Бог, совмещается с курением — гарантированная дорога к раку языка и других локализаций полости рта.

Есть азы: если у человека повышена кислотность желудка, нужно обязательно спать с возвышением верхней части тела; избегать провокаторов, особенно алкоголя, который вызывает гиперсекрецию соляной кислоты; избегать жевательной резинки. Непролеченные гастриты, эзофагиты (воспаление в пищеводе. – Авт.) приводят к возникновению очагов хронического воспаления с последующими неблагоприятными последствиями.

Дальше хочу подчеркнуть для женщин: непролеченные эрозии шейки матки, эндоцервициты (воспаление слизистой канала шейки матки. – Ред.), к сожалению, тоже дорога к предраку и раку. Тем более, если это сочетается с инфицированием онкогенными типами вируса папилломы человека (ВПЧ), – продолжает профессор Решетов.

Как сообщалось ранее, к.м.н., хирург-онколог торакального отделения Городского клинического онкологического диспансера, заведующий учебной частью, доцент кафедры онкологии факультета послевузовского образования ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Дмитрий Полежаев рассказал изданию «Доктор Питер», почему самый высокий показатель смертности даёт рак лёгкого и что нужно сделать, чтобы выполнить задачу, поставленную перед системой здравоохранения по снижению смертности от онкологических заболеваний. Подробнее читайте: «Нужно развивать новые методы лечения рака: иначе зачем его выявлять, если лечить нечем?»

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры