• Medrussia:
“В России над врачами нависла толпа надзирателей”

Все больше людей включаются в наблюдение за тем, чтобы больных не обижали, лечили правильно и вовремя. С каждым днем растет число таких контролеров: официальные органы здравоохранения, которые непрерывно разрастаются, какая-то медадвокатура (впрочем, кажется, растворилась за невостребованностью), защитники пациентов, страховые представители (кто-нибудь к этим представителям обращался или хотя бы их видел?), теперь вот, наконец, подтянулся и Следственный комитет. Вокруг медицины сонм надзирающих и контролирующих.

Надзирают, контролируют, получают зарплату, но конкретно за здоровье пациента не отвечают – они же не медики. А медиков как раз не хватает, и пациентам лечиться проще не становится.

Больному реально нужна одна фигура (которую все и контролируют) – врач. Пациенту все равно, где лечиться – в государственном медицинском учреждении или в частном, за бюджетные средства или по страховке, даже за собственные деньги, если они есть. У него одна цель – чтобы вылечили. Та же цель и у врача – вылечить. За бесконечными контролями, разборками, обвинениями забыли, что именно к этому и стремится врач – вылечить. Не всегда получается, не всегда хватает возможностей и образования, но цель – вылечить. И уж точно – не навредить.

Плохие условия в больницах, плохие лекарства, а то и нехватка лекарств, отсутствие аппаратуры… Что врач имеет в своем распоряжении, что он имеет право назначить, не вступая в конфликт с руководством? А негласные указания, с которыми немногие решаются не считаться? Следственный комитет интересовался этим, разбирая жалобы пациентов и их родственников?

На здравоохранение средств не хватает. Конечно, не хватает. Но важно, как те, что есть, распределяются. Вся эта толпа управляющих и надзирающих стоит огромных денег. Сколько медицинских чиновников, администраторов и их заместителей в лечебных учреждениях? А ведь еще страховые организации, пополнившиеся страховыми представителями, – ох, небедные!

В каких-то странах здравоохранение – государственное, в каких-то – страховое. У нас же гибридное, модное, однако, понятие: и страховое, и в то же время государственное. По страховке мало что получишь. Серьезные заболевания в серьезных учреждениях лечат за бюджетные средства.

Есть, конечно, частные лечебные учреждения. Говорят, там хорошие доктора, говорят, там хорошо лечат. Но чаще рассказывают, что пациент, обратившись туда, застревает там на годы – обнаруживают один недуг за другим, назначают одно обследование за другим, пока у него деньги не кончатся. Понятно, бизнесмен, который инвестировал средства в частную клинику, хочет получить прибыль на свой капитал. Здоровье пациентов – во вторую очередь. Или в третью.

Если в государственной клинике врач вынужден считаться с гласными и негласными распоряжениями администрации, то в частной – с давлением инвестора. Финансовый успех клиники превыше всего. Естественно. Это же бизнес. «Бизнес, ничего личного» – тоже модная речевка нынче.

А что же врач? Ведь его цель – вылечить больного. Сказать ему, что он здоров. Хороший врач! Это он для больного хороший, а для инвестора плохой. Для инвестора хороший тот врач, который найдет у пациента еще одну болезнь – известно, здоровых людей нет, есть недообследованные. Вот и надо обследовать.

«Конкуренция в медицине» – так назывался Форум руководителей медицинских учреждений. Главным образом это были частные медицинские организации – понятно, что в государственных какая уж конкуренция за пациентов. Другое дело в частных: чем больше народа там лечится, тем больше доход. Но вот какая засада – пациенты не дураки и рано или поздно понимают, что их разводят на ненужные обследования. В такую клинику перестают обращаться. Об этом говорил управляющий партнер и генеральный директор частной клиники Алексей Парамонов. По его словам, в погоне за доходом лечебные учреждения, мотивируя врачей на большее число обследований и назначений, несут репутационные потери и некоторые даже в результате закрываются.

Кардиолог Ярослав Ашихмин считает, что главная проблема большинства частных клиник – алчность и недальновидность инвесторов, акционеров и высшего руководства, которые оценивают успех по прибыли, а не по результатам лечения: «Идет настоящая борьба по Марксу между инвесторами и врачами. Врачи хотят лечить и часто игнорируют вопросы стоимости обеспечения медицинского процесса».

Принципиально важные, знаменательные слова: врачи хотят лечить. Касаются они не только частной, но в той же мере государственной медицины. Хотят лечить и должны иметь возможность это делать, а не занимать позицию между молотом и наковальней.

Автор: Ада Горбачева, Независимая

Как сообщалось ранее, несмотря на то, что частная медицина уже развивается в течение 30 лет и играет с государственной на одном поле, к ней до сих пор многие относятся настороженно. Подробнее читайте: «Врачи уходят из госклиник в частные, потому что хотят заниматься медициной, а не заполнением бумажек».

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры