• Medrussia:
Онколог: Весь получаемый на работе негатив, я «зарываю» в землю, копаясь в цветах

Башкирский онколог Гульнур Нигманова рассказала изданию mkset.ru о том, как распознать рак на начальной стадии, какие обследования надо проходить регулярно, чтобы не упустить опухоль, и как положительный настрой помогает справиться с болезнью.

«Бывает, люди приходят озлобленные после того, как узнали свой диагноз – рак. Точнее – слишком поздно узнали. Люди, пребывая в шоке после такого известия, считают, что вокруг все виноваты, в том числе и врач, которого они видят в первый раз, – рассказывает Гульнур Хамзеевна. – Обычно я прошу пригласить родственников под предлогом того, что нужно обсудить с ними план лечения. И говорю детям пациента (например): «У вашего папы рак кишечника. Сможет ли он психологически выдержать такую информацию?». Вместе решаем, говорить ему или нет», – рассказала врач.

И только в случае, если лечение не помогает, то пациенту приходится рассказать правду и родственники помогают ему пережить последние дни.

При этом Гульнур Нигманова постоянно улыбается и не согласна с тем, что её специальность ассоциируется со смертью.

По её словам, правильнее было бы сказать, что работа онкологов – это борьба за жизнь.

Чтобы самой справиться с негативом, полученным на работе, она выращивает цветы, «зарывая» в землю всё отрицательное. То же самое она советует делать и пациентам.

Онколог призналась, что из большого числа пациентов с онкодиагнозами, которые прошли через неё за 27 лет работы, выжили не более четырёх процентов. Это связано с тем, что к ней поступают в основном уже с запущенной стадией рака.

По данным Минздрава Башкирии, сейчас в республики работает 191 онколог. Обеспеченность составляет 4,7 на 100 тысяч населения. Сегодня в Башкирии, по самым скромным подсчетам, не хватает 46 онкологов. Более того потребность в этих специалистах будет только расти в связи со строительством в республике 13 центров амбулаторной онкологии. Их возведение запланировано в рамках национального проекта.

«Чтобы понять масштабы проблемы, просто зайдите в онкодиспансер и уточните, какие там очереди на прием к врачам. Срок ожидания приема по записи – неделя, десять дней… После постановки онкодиагноза человек вновь отправляется по врачам, а там опять кругом задержки с приемом по записи. А тем временем вторая стадия рака может перейти в третью», – констатирует печальные факты Гульнур Хамзеевна.

Однако она видит причину столь бедственного положения не столько в социальных или экономических трудностях, сколько в других моментах.

«Новый пристрой к онкодиспансеру и другие реанимированные больничные долгострои – это не главное в нынешней ситуации. Пока у нас в республике не сформируется нормальное отношение к врачам, ситуация нескоро сдвинется с мертвой точки, – считает врач. – «Дорожные карты» на тему улучшения материального обеспечения медиков, о которых говорят на совещаниях, на мой взгляд, – это миф. Не получают врачи обещанных денег, не доходят они до них. А проверки ничего этого не замечают. Вот моя коллега-онколог, работавшая в одном из южных районов Башкирии, уезжает в Екатеринбург на работу, там ей квартиру дают и зарплату – 120 тысяч рублей. А здесь, в бюджетной клинике, она получала не больше 30 тысяч рублей в месяц. Есть разница?

Катастрофически не хватает хосписов, в основном они – платные и не всем доступны. Паллиативная помощь тоже слабо развита. А ведь всё это говорит, в том числе, и об отношении государства к своим гражданам. Хосписы нужны не только онкологическим больным, но и страдающим туберкулезом и прочими серьезными заболеваниями и нуждающимся в избавлении от боли и достойном уходе перед смертью.

«У государства никогда не хватит денег, если оно будет делать упор на лечение, а не на профилактику. Нужно укреплять первичное медицинское звено и одновременно воспитывать в людях культуру сохранения здоровья. Важно, чтобы человек хотя бы начал делать регулярно флюорографию, бывать на диспансеризации не «для галочки». Как можно, живя в городе, пять лет не ходить на флюорографию? И потом прийти к доктору и удивляться, откуда взялось заболевание?» – продолжила врач.

Гульнур Нигманова является сторонницей здорового образа жизни и ведёт по этому поводу три проекта: «Школа здоровья», «На приёме у врача» и «Лечимся красотой», в рамках которых рассказывает о профилактике различных заболеваний и пользе ЗОЖ. В рамках третьего проекта она бесплатно посещает со своими пациентами, театры, кино, лимонарий, планетарий, устраивает чаепития.

Она рассказала, что, чтобы не упустить болезнь у своих близких, нужно обратить внимание, если ваш близкий человек вдруг стал резко худеть, жаловаться на слабость, потерю аппетита, следить за возможными появлениями новообразований – уплотнений в молочных железах у женщин, примесей крови в моче у мужчин. А вот колоректальный рак может не проявлять себя до самой последней стадии. Выявить его помогает анализ кала на скрытую кровь. Сейчас в Башкирии действуют два пилотных проекта, связанных с профилактикой онкозаболеваний.

Первый из них как раз касается скрининга колоректального рака. Он проходит в два этапа. Первый – анализ кала на скрытую кровь, второй – колоноскопия. Это исследование из почти 80 тысяч обследованных выявило более тысячи человек с предраковыми заболеваниями.

Второй проект касается раннего выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний шейки матки методом проведения жидкостной цитологии определенных групп женского населения. В Уфе за неполный 2018 год таким путем было выявлено 64 случая злокачественных новообразований. У 77% обследованных — 1 или 2 стадия заболевания. В 397 случаях поставлен диагноз — предраковые заболевания. Всего было обследовано 74 тысячи женщин.

Как сообщалось ранее, глава Республики Башкортостан Радий Хабиров обратил внимание на острою нехватку медицинских работников в регионе. Подробнее читайте: «Хоть петь и танцевать для них»: Глава Башкирии призвал срочно бороться с нехваткой врачей.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры