• Medrussia:
За что врач может попасть под суд

Чем отличается для врача статья «Причинение тяжкого вреда здоровью» от статьи «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», что в законодательстве считается взяткой, что – мошенничеством, а что – просто благодарностью за лечение.

Ст. 124 УК РФ – неоказание помощи больному. Это если врач вообще ничего не сделал, хотя обязан был помочь. Теоретически, могут дать реальный срок лишения свободы. На практике обычно дают условно. Состав преступления имеется только в случае смерти, причинения тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести (последний очень трудно доказать).

Ст. 118 УК РФ ч. 2 – тяжкий вред здоровью по неосторожности при нарушении профессиональных обязанностей. Самая лёгкая статья. В худшем случае – ограничение свободы с лишением права работать в медицине. Ограничение свободы – это не тюрьма, а всего лишь запрет на выезд за пределы территории муниципального образования по месту жительства. Запрет работы в медицине временный, не более 3 лет. Реальный срок в колонии назначить нельзя.

Ст. 109 УК РФ ч. 2 – всё то же самое, только в случае смерти больного. Наказания те же, но сроки больше.

Ст. 238 УК РФ ч. 2 п. «в» – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. События те же, что и в двух предыдущих случаях (тяжкий вред здоровью или смерть пациента), но максимум наказания – 6 лет реального лишения свободы. Пока не сажают, но уже пытаются. Кое-кто по обвинению по этой статье уже побывал в СИЗО (по 109 и 118 туда сажать нельзя) и под домашним арестом. Главный вопрос: почему одни и те же действия и их последствия в одних случаях квалифицируют по ст. 118 или 109, а в других – по 238? Ответа на этот вопрос не знает никто. Вернее, почему так происходит – понятно. А почему так можно делать и когда это кончится – вопрос.

Ст. 293 УК РФ – халатность. Это только для руководителей, их заместителей и вообще должностных лиц. К лечащим врачам, как правило, не применяется. На практике при большом желании в халатности можно обвинить кого угодно. Из последнего – дело Шишлова. В исключительных случаях могут и посадить.

Ст. 290 УК РФ – взятка. Деньги за лечение – это не взятка. Деньги за операцию – это не взятка. Деньги за больничный лист – это взятка. Деньги за группу инвалидности – это взятка. Деньги за водительскую справку – это взятка. Взятка – это не обязательно деньги. Подарки, услуги и прочее – это тоже взятка. Вот за это, если поймают, то почти наверняка посадят в тюрьму. Куча народу мотает реальные сроки за такие дела. Ловят регулярно.

Ст. 159 УК РФ – мошенничество. Это, во-первых, всякого рода приписки: талоны, диспансерные карты и др. А, во-вторых, нужно чётко понимать разницу. Деньги за операцию в качестве благодарности – это не взятка и вообще не преступление. А деньги за металлоконструкцию или стент, который в ходе этой операции установлен и положен пациенту по ОМС, а он его оплатил из своего кармана – это преступление, потому что это хищение путём обмана, т.е. мошенничество. Тюрьма весьма реальна.

Всё остальное встречается крайне редко или прямо не связано с профессиональной деятельностью врача. Например, торговля наркотиками.

Авторы: Специалисты компании медицинских экспертиз ИНДМЕДТЕХ Групп

Как сообщалось ранее, за прошедший год количество уголовных дел в отношении врачей выросло в семь раз. За 2019 год в Следственный комитет поступило 6,5 тысячи жалоб на медработников с обвинениями в ошибках или ненадлежащем оказании помощи. В итоге было возбуждено 2,1 тысячи уголовных дел.

Подробнее читайте: Число уголовных дел в отношении врачей выросло в семь раз.

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры