• Medrussia:
О “безграмотных врачах”

В последнее время, читая новостные статьи на различных ресурсах, натыкаюсь на активный подъем темы английского языка у врачей. Тренд этот меня и, думаю, многих коллег очень настораживает. 

Но не потому что знание языка не нужно. Нужно. В современных реалиях знание иностранного очень помогает во всех сферах, не только в медицине. Настораживает это совсем по другой причине.

Всем медикам читали когда-то лекции. Назывались они по-разному, но в них говорилось о двух вещах: этике и деонтологии, которые идут неразрывно друг от друга. И после прочтения всех этих новостей создается ощущение, что некоторые коллеги об этих вещах забыли. И люди это часто весьма умные и многого добившиеся. Стало модно откровенно принижать своих же коллег без малейшего на то повода, притягивая как укор незнание иностранных языков, отсутствие подписок на несколько англоязычных журналов, отсутствие фактов посещения конференций в России и за рубежом. Это огорчает.

Я довольно неплохо выучил английский – сначала повезло с учительницей, которая разговаривала на уровне носителя и преподавала предмет словно своим детям. Потом уже в академии. После первых практик в наших больницах захотел посмотреть на медицину других стран. Сдал без проблем экзамен на уровень Upper-Intermediate, съездил на пару зарубежных стажировок.

Немного расскажу о своей точке зрения и коснусь условий, в которых работает русский доктор, живущий не в столицах. Недавно я работал в не самом маленьком русском городе населением около 120 тысяч человек. Сейчас работаю в другом, где полученные знания порой пригождаются. Всего пару лет назад я мог бы говорить лишь «Лондон из кэпитал оф грэйт Британ», никто бы и не заметил.

Проблема номер один – финансы.

Хирург стационара, зарплата 13 тысяч на ставку. Не евро и не долларов. Это важно. Для примера – подписка на профильный журнал на русском обойдется в 300-400 р. в месяц, на английском – дороже. Членство в иностранных, да и российских ассоциациях – это деньги. Поездка на конференцию – в областной центр минимум 500 р. съездить туда и обратно с перекусом на месте.

В моем случае областной центр недалеко, но там мало хороших конференций.

Я даже не беру варианты: «Съездить в другую страну на стажировку», это заставит копить деньги год, отказывая своей семье во многом. Подписка на известный ресурс UpToDate – 400$ в год. Но это самая маленькая неприятность. Можно искать выложенное в свободный доступ, пользоваться вещами типа SciHub, ну, и скинуться всей ординаторской, если коллеги поддержат.

Проблема номер два – время.

У меня было 10-15 суточных дежурств в месяц. И каждый день я вел больных в отделении. И дежурства были не в стиле «Пришёл и полежал». Можно ли при таком графике после работы искать нужные статьи и вдумчиво их читать? Да, если живешь рядом с больницей и один. Только вот все врачи – люди, и многие имеют семью, которая требует внимания. Но это тоже маленькая проблема. Можно накачать на смартфон заранее, читать в моменты спокойствия.

Проблема номер три, самая актуальная – необходимость.

Пусть великие и важные назовут меня невежей, но знание английского и ежедневное чтение научных журналов не изменят положение. Если у тебя Лада Калина, тебе не нужно уметь ремонтировать Mercedes S-klasse. Если в отделении три лекарства, а в операционной даже стойки для эндоскопических операций нет – твое положение не изменит знание тактик этих операций и понимание того, что эти операции для пациента лучше. В поликлинике ты можешь назначить самое лучшее лекарство с высшим уровнем доказательности, но пациент государственной поликлиники, увидев ценник, скажет: «Доктор, мне бы чего попроще». А всё старое и проверенное – доступно и на русском. И так лечат на большей части России. Как и чем могут.

Человек приспосабливается к среде, в которой живет, либо меняет её по возможности. В наших условиях что-то изменить одному человеку можно мало – сам лекарства и технику не купишь, да и начальство не торопится отправлять сотрудника на конференции и стажировки и даже отпускать учиться за свой счет, ибо дефицит специалистов высок, работать некому.

Если ты ведущий хирург крупного института или хочешь быть таковым – владение двумя-тремя языками и ежедневное самообразование – насущная необходимость. Если ты фельдшер ФАПа там, куда хлеб возят вертолетом и планируешь им и быть – можешь и не знать, это не изменит ничего. Чтоб учили и пользовались все – должны быть условия, стимулирующие к этому человека. Когда в нашу больницу купили современное оборудование с документацией на английском – кто не знал, сел за словарь. Если на уровне ЦРБ будут доступны новые методики обследования и лечения – их будут изучать.

Пока этого нет, врачи будут учиться в той мере, которая им нужна в работе, ибо знания без их применения атрофируются.

Вторая сторона этой медали – пока дефицит врачей такой, какой есть – место себе найдет любой. Учи язык или нет, образовывайся или нет, старайся решать все проблемы на месте или сплавляй все в клиники уровнем выше – никто не выгонит. Нет ни необходимости, ни мотивации. Про способы преодоления этого дефицита и создания конкуренции говорить не буду – это многократно обсуждено.

Я стараюсь следить за своей отраслью. Читать в свободное время материалы как на русском, так и на английском. Если вижу неизвестные препараты – всегда смотрю на уровень доказательности. Обращаясь к тому же PubMed, столкнулся с тем, что в англоязычном сегменте интернета необходимую информацию найти часто проще, но если я вижу перед собой хорошего человека и грамотного специалиста, превосходно справляющегося со своей работой – мне и в голову не придет даже поинтересоваться, знает ли он другие языки.

«Безграмотные врачи» без знания английского лечат миллионы людей. И вылечивают. И более того – основу всей системы составляют именно они. Грамотность, профессионализм и умение лечить не коррелируют с многоязычностью. И лечить, не пользуясь сомнительными и не доказанными методами, можно, зная лишь свой язык – количество статей и публикаций это позволяют. А постановка себя над другими за счет навешивания на них ярлыков – уже нарушение профессиональной этики и просто некрасивое деяние, которое себе позволять не нужно.

Автор: Глеб Маренков, врач-хирург экстренной службы, город Новоуральск

Loading...
Медицинская Россия
Искренне и без цензуры