Жаловаться можно и нужно. Друзьям, родственникам, попутчику в поезде, незнакомцам в интернете. Это отличный способ получить эмоциональную разрядку, пережить весьма правдоподобную иллюзию неодиночества и поддержки.
Если, конечно, ты не медик.
Медиков ни капельки не жалко – ведь они знали, куда шли, в отличие от представителей всех прочих профессий. “Что вы все ноете?” – возмущаются менеджеры, юристы, повара и кассиры. – “Врач – такая же работа, как и все остальные!”
Такая же? Хорошо, давайте запомним.
Скажите, какую реакцию у вас вызывает курящий бухгалтер? Или продавец? Или, скажем, инженер?..
Реакция вряд ли будет специфичной: она будет обусловлена вашим отношением к курению, как явлению, и принадлежность курящего к той или иной профессии вряд ли сильно его изменит.
Если, конечно, этот человек не врач.
Курящий врач, как и курящий учитель, вызывает возмущение у чуть большего числа людей, чем курящий кто угодно, кроме. И это вполне объяснимо: медики и педагоги – те самые больные на голову люди, которые, помимо профессиональных обязательств, взяли на себя еще и обязательства моральные. Не сами взяли, конечно – их на нас возложило общество, и в этом мнение всех его слоев единодушно и единогласно: мы должны не только лечить и учить, мы должны еще и быть примером. Этого не написано в должностной инструкции и вы не найдете ни одного документа, на который сможете сослаться, требуя от нас примерного поведения. Но так уж сложилось исторически, и нам, казалось бы, ничего не остается, кроме как принять эту внегласную обязанность как аксиому.
Людей трудно осудить: довольно сложно воспринять всерьез совет отказаться от курения от человека, в кармане которого четко контурируется пачка сигарет. Когда люди идут к врачу, они плохо себя чувствуют, и характерный запах, исходящий от белохалатного, никак не способствует улучшению их состояния. Это все понятно, и единственный здравый совет, который я могу дать курящему медику (кроме абсолютно очевидного) – это не афишировать перед пациентом свое пагубное пристрастие. Не так сложно не курить непосредственно перед контактом с больным человеком, и убирать пачку в карман уличной одежды или ящик стола – не из страха быть осужденным, а банально из вежливости и чувства уважения к пациенту.
Курить ли, употреблять ли алкоголь, заниматься ли сексом – дело личное, и пускай оно личным остается.
Но теперь я обращусь к пациентам. К тем самым, которые, утверждая, что врач – абсолютно обычная профессия, возмущаются нашим маленьким человеческим слабостям. Я хочу напомнить вам, что несмотря на то, что вы требуете от представителей абсолютно обычной профессии необычно высоких нравственных, интеллектуальных и физических качеств, большинство из нас – обычные люди. Ну вот совсем обычные – такие же, как вы. И мы, как и все обычные люди, устаем, нервничаем, переживаем, ошибаемся, любим, ненавидим, заводим семьи и стремимся расслабиться. И да, мы, как обычные люди, часто снимаем стресс теми же способами, что и вы: с помощью никотина и алкоголя. Правильно ли это – вопрос риторический и споры об этом будут длиться вечно. Я точно знаю одно: это очень по-человечески.
А стоит ли осуждать человека за то, что он человек, за то, что воспитан и живет в среде таких же людей, за то, что перенимает традиции и привычки своего окружения?
Есть ли у вас на это право?
Вы хотите, чтобы врач был святым, хотя уверена, что вы бы и святому не стали доверять – отношение к медикам тоже часть нашего менталитета, тоже привычка и традиция нашего общества.
Однако святых мало. Значительно меньше, чем медиков, а последних не хватает, сами знаете.
И если вы ко всем прочим своим жалобам и недовольствам добавите еще и возмущение тем, что врачи – люди и ничто людское им не чуждо, рано или поздно нас вообще не останется. А чем это чревато – фантазируйте сами.
Автор: лор-врач Маргарита Алексеева