• Medrussia:
Инструкция по самообороне для скорой помощи

Когда я начинал писать эту статью, то, несмотря на простую, с виду, задачу в общих чертах написать некий свод правил ТБ для бригад СМП по общению со «сложными» пациентами и их окружением, столкнулся с рядом трудностей. Условия работы в разных городах различны, что уже ставит универсальность правил под вопрос. Одно дело – оказание помощи в областном центре или столице, а совсем другое – в глуши. 

Разные нравы, менталитет населения, материальная и кадровая обеспеченность службы создают совершенно разную и причудливую обстановку на работе. Раз за разом я анализировал различные случаи провалов в работе бригад, приведшие к трагичному финалу, пытаясь выявить общую причину, и соответственно, способ профилактики такого безобразия.

Пока самые обычные разовые перчатки в обильных мазках крови после ДТП мне не напомнили простое правило: Нет здоровых людейесть необследованные пациенты. Мы заведомо предполагаем, что у пациента может быть опасная инфекция и принимаем меры защиты от нее. Но совершенно забываем, что вышесказанное правило в равной степени относится и к психически больным пациентам. А они, как говорит другая поговорка, на учете лишь те, кто спалились. А вот как раз с этой категорией граждан правила техники безопасности давно написаны кровью психиатрических и линейных бригад и находятся они в приказе Минздрава № 108 от 8 апреля 1998 г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Скорая [психиатрическая] помощь оказывается пациентам, которые нередко страдают тяжелыми психическими расстройствами и по своему психическому состоянию могут представлять опасность как для себя, так и для окружающих. … Особенности оказания помощи заключаются в необходимости в то же время строгого выполнения ряда мер, направленных на предупреждение … агрессии, нанесения повреждений … оказывающему помощь медицинскому персоналу.

  1. Медицинскому персоналу психиатрической бригады, прибывшему по месту вызова, необходимо помнить, что поведение больного в условиях оказания психиатрической помощи под влиянием психопатологических расстройств может внезапно меняться, носить непредвиденный, импульсивный характер и приобретать крайнюю опасность как для больного, так и для окружающих.

Мы ведь помним, что не знаем, к кому едем – соматическому больному или психу-дебютанту, да? А уж агрессивных дебилов в его окружении тем более предусмотреть не можем. Не расслабляйтесь ни-ког-да. Самая милая бабуля, известная всему району, на фоне гипертонии может психануть и воткнуть вам шило в бок. Или ее великовозрастный сынок внезапно ляпнуть тяжелым предметом по чем придется.

  1. При осмотре больного поведение членов бригады должно быть спокойным, сдержанным, без суетливости, излишних движений, которые могут спровоцировать агрессию. Беседа должна проводиться в уважительной, доброжелательной, корректной форме как с больным, так и с окружающими.

Ну в самом деле, коллеги, не будете же вы с заведомо агрессивным психбольным общаться резко, грубо? А почему – правильно, даст по тыкве и ничего не будет, у него справка есть, да? А чем, он, собственно отличается от пропойцы, мажора-наркомана, да просто отморозка? Ничем. Поэтому правильное поведение и тактика в работе с обычными больными, как с психиатрическими приносит обычно схожие результаты. По личному опыту, в принципе, достаточно соблюдать несколько простых и немногочисленных правил:

Заходя в квартиру, непрерывно мониторить поведение больного и родни,

Не поворачиваться спиной к двери и больному.

Когда больной возбужден, склонен к агрессии, чтобы избежать прямого удара (особенно ногой) всегда стараться находиться сбоку или несколько сзади от него. Если необходимость заставляет быть впереди больного, рекомендуется повернуться к нему несколько боком, выставив ногу вперед, смягчая тем самым возможный удар.

Во время транспортировки постоянно нужно контролировать поведение больного. Беседа (при возможности установление контакта) не должна затрагивать его болезненных переживаний, она должна быть отвлекающей и успокаивающей.

При транспортировке в ночное время, если это определяется состоянием больного (делирий и др.), необходимо включить освещение в салоне автомобиля. Следует помнить, что при высадке из автомобиля непосредственно перед приемным отделением психиатрического стационара больные могут совершить попытку к бегству, проявить в связи с этим агрессию.

Все это касается и соматических больных. Дураков у нас на сто лет припасено. А вы у себя и семьи один. Санпросветработа в обязанности скорой не входит, равно как и чтение морали очередному возможному (весьма!) придурку. Меж тем, бригады, как нарочно, еще нарываются на агрессию в 9/10 случаев. Да, я серьезно. Случаев, когда «зашел и свет погас» или внезапно ножом в грудь – единицы. Во всех остальных, прямой агрессии, как правило предшествует вербальная перепалка с эскалацией конфликта, увы, в большинстве случаев со стороны бригады. Ну скажите, коллеги, какого хрена вы больных жизни учите, хамски и не только комментируете все, что не относится напрямую к вызову, а? Откуда вы знаете, что у них в голове и в кармане? Поймите, если вам, скажем, на вызове предлагают бахилы – значит все здоровы на всё, кроме головы и в случае ссоры легко устроят вам неприятностей мешок. От жалобы до физических. Оно вам надо? Попросили табуретку, сели, не торопясь натянули эту срань и прошли к пациенту. Познакомились, убедились, что он не покинет нас в ближайшие часы и покинули этот рассадник идиотии. Росписи взять не забудьте.

Ну ладно, вопрос, чем вы думали, провоцируя возможно агрессивного психа, оставлю открытым. Итак, вы проморгали агрессию на подходах, потом непосредственно на вызове, и на вас напали. Нападением считается любое заведомо противоправное действие в ваш адрес. Хамство, угрозы, толчки и тому подобное.

Если на вызове градус неадеквата уже вырос до хамства и мата в ваш адрес – немедленно покидайте его! Под любым предлогом. Коль у больного есть силы барагозить, то и смерть в ближайшие часы ему не грозит. Если это делает его окружение – то помощь вы все равно не окажете. А вот вы сами можете и голову там сложить. Ножом по горлу и в колодец, а сами дальше бухать. Случаи были. Поэтому, выскочив «за кислородом», не стойте, а тут же садитесь в машину, отъезжайте на безопасное расстояние и только тогда вызывайте полицию. Попытка сделать это прямо на вызове, скорее всего, приведет к немедленной вспышке агрессии, попыткам этому помешать физически и драке!

Помните, что вас никто не вправе удерживать на вызове силой! Это уже уголовная статья 127 – насильственное лишение свободы. Момент, когда вам воспрепятствовали выходу также считается началом нападения на вас! Тем более, если это связано с физическим удержанием, причинением боли, нанесением побоев и иными противоправными действиями. С этого момента вы автоматически переходите из правоотношений «врач-пациент» в совершенно иное правовое поле: «преступник-потерпевший». А значит, и вправе пресекать нападение на вас, любыми способами, не превышая пределов необходимой самообороны, согласно статье УК 37.

Наиболее простым и практичным способом пресечь посягательство, с моей точки зрения, является бегство. При этом насилие в отношении преступника, пытающегося вас удержать, вполне логично и законно. Например нанесение ему побоев, которые у нас декриминализированы ,

Неплохо привлечь внимание окружающих громкими криками и крушением домашней обстановки – разбить окно, опрокинуть мебель, в общем, руки у вас развязаны.

Помните, что все, что будет потом – будет потом. А нападают на вас здесь и сейчас. Трудно писать заявление сломанными пальцами и отвечать на вопросы сквозь выбитые зубы. Тем более, что даже в случае вашей абсолютной правоты, здоровья суд вам не вернет в любом случае. Случай с избиением рентгенолога в Орехово-Зуево это наглядно показал. Нисколько не оправдывая ублюдка, избивавшего и глумящегося над жертвой, все же замечу, что опасность медик фатально проморгал. Иначе он мог просто закрыться в кабинете наглухо и вызвать полицию.

Кстати, даже согласно должностной инструкции, место, представляющее опасность для медработника именуется очагом и находиться там ему категорически нельзя. Независимо от характера опасности. Вот и соблюдайте дисциплину – бегите оттуда.

Если нападение произошло внезапно в салоне машины по пути в больницу или стоя – то же самое, тормозите, немедленно покидайте салон (не попадите под машины). Бой в замкнутом пространстве салона, полном острых и твердых предметов крайне травматичен и опасен для вас. Поэтому, отбегайте на безопасное расстояние и вызывайте полицию. Разумеется, что в отношении нападения в машине действуют те же статьи УК, поэтому прорываться всеми силами наружу не только можно, но и нужно! Жизненно важно.

Обязательно поставьте в известность о ЧП все доступное вам руководство. Даже самое неадекватное начальство не сможет потом вас обвинить в самоуправстве.

Вооружаться чем-либо или нет – решать каждому самому. Просто помните, что насколько начальство не обязано вас вооружать, настолько оно не вправе вам это запретить делать самому. Ваше право на приобретение, ношение и применение средств самообороны гарантировано Конституцией. И отвечать перед законом вам, а не ему. Лично мое мнение – чем лучше всего владеете, то и носите с собой. Сам никогда безоружным на смене не бываю.

В заключение, еще раз вам скажу, коллеги. В тяжелое время мы живем. Новое средневековье, мракобесие во все поля. Власть у охлоса, злобного быдла, хочется нам того или нет. Просто помните, что выходя на смену, вы уже рискуете многим. Каждый вызов – в неизвестность, неопределенность, опасность. Не усугубляйте это сами и в случае угрозы, не щадите никого, кроме себя. Вы у себя одни. И у своих родных тоже.

Берегите себя.

Александр Звягин

Как сообщалось ранее, недавно в СМИ появилась информация о том, что в Москве на дежурстве умер фельдшер психиатрической бригады. По предварительной версии, он пожаловался начальству на плохое самочувствие (боль в сердце), но руководство не поверило и якобы заставило дальше работать. Родственники умершего подали заявление в прокуратуру. Подробнее читайте: «Не уходите в сутки навсегда…»: послание коллегам

Loading...
Plague Doctor
Искренне и без цензуры